Новости

ДРУГОЙ ПРИШВИН: НЕОЖИДАННЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

Творчество Михаила Михайловича Пришвина многогранно: в детстве мы читали его простые и понятные рассказы о природе, а став старше, узнали его как мыслителя и философа. Не зря многие подчёркивают связь пришвинского творчества с наследием Фёдора Тютчева: природа в их произведениях – безграничный космос, вечная загадка человеческого бытия.

Михаил Пришвин родился в 1873 году в Орловской губернии. Изначально семья Пришвиных была богатой, но отец писателя проиграл всё состояние в карты. Беда пошатнула его здоровье. Он рано умер, оставив родным лишь заложенное в долг имение. Маленький Миша был вынужден идти в обычную деревенскую школу, но через некоторое время он перевёлся в Елецкую гимназию. Мать будущего писателя всеми силами старалась дать детям хорошее образование. Однако Пришвин всегда был человеком с непростым характером, поэтому его поведение в гимназии нельзя было назвать примерным, и в итоге мальчика отчислили. Интересно, что после революции он работал в своей несостоявшейся альма-матер преподавателем.

Мальчик переехал в другой город к своему дяде, где поступил в реальное училище. В дореволюционной России так называлось среднее учебное заведение, в котором основной упор делался на математику и естественные науки. Спустя годы Пришвин поехал в Германию, где и продолжил своё обучение на агрономическом отделении университета Лейпцига, а вернувшись в Россию, писатель работал по специальности и даже написал несколько научных трудов о сельском хозяйстве.

В 1920-х годах Михаил Пришвин начал работу над масштабным произведением под названием «Кащеева цепь», над которым писатель работал в течение всей жизни. Книга раскрывает нам многие тайны его жизни, его воспоминания о детстве и юности.

В 1906 году в печати появляется первый рассказ – «Сашок». Читателям произведение понравилось, и Пришвин стал задумываться о смене профессии. Он всерьёз увлёкся творчеством, стал изучать фольклор. Путешествуя, писатель любил узнавать о быте и легендах разных народов, знакомиться с красотами природы и размышлять об увиденном и услышанном. Благодаря этому путевые очерки стали одним из самых плодотворных направлений в творчестве Пришвина.

Постепенно начинающий писатель стал входить в литературную жизнь. Тогда в моде были описания духовных исканий и новые формы отражения действительности. В некоторых произведениях Пришвина даже заметно влияние модернизма. Несмотря на то что писатель был знаком со многими известными личностями периода Серебряного века, «своим» среди них так и не стал. До признания таланта Пришвина оставались ещё долгие-долгие годы.

Михаил Пришвин продолжил карьеру преподавателя, связанную с его интересами: природой, краеведением, охотой. В юности Пришвин даже писал стихи. Порыв к творчеству был связан с не самым приятным моментом в жизни писателя – с безответной любовью. Через некоторое время Пришвин женился на внешне напоминающую первую любовь писателя крестьянке, брак с которой оказался счастливым. После смерти первой жены новой избранницей стала женщина, которая впоследствии помогала сохранить память о писателе для потомков. Она писала книги о Пришвине, разбирала архивы, управляла музеем.

Одним из самых известных произведений Пришвина является сказка-быль «Кладовая солнца». Это история о брате и сестре, которые отправились за клюквой, начали спорить и в итоге разошлись по разным тропинкам.

История создания книги весьма прозаична: Пришвин решил принять участие в конкурсе на лучшую книгу для детей. На написание «Кладовой солнца» его вдохновила пьеса «Синяя птица». Михаил Михайлович словно «отправил» героев книги Метерлинка на поиски клюквы.

Ссора. Две тропинки. Переживания героев. Так выглядел набросок этой истории. И всё же «Кладовая солнца» не волшебная сказка: в ней нет ничего сверхъестественного. Пришвин лишь описал приключения ребят со свойственным ему философским подтекстом. При этом сам Пришвин настаивал на том, что его произведение – это сказка, а не повесть или рассказ. Сказочность сюжета заключается в метафоричности деталей: два пути, силы добра и зла, заключённые в образы животных и в мире приоды.

Творчество Михаила Пришвина не ограничивается лишь литературным жанром. Он серьёзно увлекался фотографией. Книгу «В краю непуганых птиц» он проиллюстрировал своими работами. Писатель подробно изучил технику фотосъёмки и считал, что светопись (так он называл фотографию) помогает читателю лучше понять замысел автора. Пришвину удалось запечатлеть целые циклы отражения мира природы, обстановку и быт своей эпохи.

Помимо фотографии Пришвин увлекался музыкой. Он умел играть на музыкальных инструментах, часто посещал концерты, а певец Фёдор Шаляпин отдавал дань уважения творчеству Пришвина.

Ещё одним увлечением писателя были автомобили. К любимому «Москвичу», на котором Пришвин часто отправлялся в поисках вдохновения в лес, никому не разрешалось даже прикасаться.

Творческая деятельность писателя не ограничивается рассказами. Пришвин является признанным мастером путевых очерков. Именно с них и началась его литературная карьера. Позже он обратится к другому жанру – дневниковому. Многие писатели вели дневник, но Пришвин значительно расширил его формат, превратив «тетрадки» в собрание поэтических миниатюр. Из дневниковых записей возник сборник рассказов «Лесная капель».

Книга включает в себя интересные факты из жизни зверей и птиц, показывает изменчивость леса в разные времена года. В произведениях Пришвина словно оживают реки и горы – и это не отголосок сказочного сюжета. Описание природы во всём её многообразии несёт в себе философский подтекст: человек должен взаимодействовать с природой, наблюдать за ней со стороны, созидать, а не разрушать.

Дневники Пришвина – явление уникальное, ведь они писались на протяжении пятидесяти лет. При этом сам автор не думал, что эти записи когда-то станут доступны широкому кругу читателей. Они включают по-настоящему личные переживания.

Михаила Пришвина не стало в 1954 году 81-м году жизни. После смерти писателя его вдова приложила все усилия, чтобы литературные произведения Пришвина, фотоработы и дневники не были преданы забвению.