Новости

РАНИМАЯ ДУША СИЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ. МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Журнал
В этот день 130 лет назад родилась русская поэтесса, яркая представительница поэзии Серебряного века – Марина Цветаева. О её непростой судьбе и разностороннем творчестве – в нашей статье.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Марина Ивановна Цветаева родилась в семье профессора Московского университета и пианистки. Отец будущей поэтессы – Иван Цветаев, – знаменитый искусствовед и филолог. Он является создателем и первым директором Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). От родителей Марина унаследовала любовь к искусству: мать учила её игре на фортепиано, отец – иностранным языкам. С детства Цветаева была погружена в творческую атмосферу, была знакома с хорошей литературой.

Цветаева в совершенстве знала немецкий и французский языки. Даже своё первое стихотворение, созданное в достаточно юном возрасте, она написана на французском. В молодости она посещала лекции в Сорбонне, но вскоре девушка бросила обучение, желая всецело посвятить себя лишь творчеству.

В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь.

Начало XX века неразрывно связано с расцветом нового направления в искусстве – модернизма. Увлеклась им и героиня нашей статьи. Марина Цветаева посещала лекции и клубные собрания при издательстве московских символистов. Поэтесса завела множество полезных знакомств и смогла заявить о себе. В 1910 году вышел «Вечерний альбом» –  первый сборник стихов Цветаевой. Поэтессе тогда было всего 18 лет, поэтому в книгу вошли стихотворения, написанные ещё в подростковом возрасте. Критики и коллеги отметили мастерство и искренность Цветаевой.

Тем временем юная поэтесса не спешила примкнуть к символистам или представителям других модернистских течений. Она решила творить вне направлений. Стоит отметить, что даже её первые литературные опыты были изданы отдельным сборником, а не в журналах поэтов-символистов. Уникальность своей поэзии Цветаева подчёркивала в течение всей творческой жизни.

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.

Особую популярность получили стихи Марины Цветаевой о любви. В своих произведениях она отразила всё её проявление – зарождение и расцвет чувства, ревность и боль расставания. Эта любовь может быть как тихим, лирическим чувством, так и безудержной, мятежной страстью. «Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила — которые меня любили – или не любили», – писала Цветаева в дневнике.

Особенно ярко раскрывается в творчестве Цветаевой безответная любовь. Интересна история создания знаменитого стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной». Эти строки посвящены мужу её сестры. Молодой человек был влюблён в Анастасию Цветаеву и даже сделал ей предложение. Однако, познакомившись с Мариной, понял, что поторопился со свадьбой. Эмоциональной поэтессе льстили ухаживания молодого человека. Возможно между ними даже зародились какие-то чувства, но Марина не решилась разрушить счастье сестры.

Имя твоё — птица в руке

Любовь в лирике Цветаевой бывает не только чувственной и страстной, но и платонической. Стихотворение «Имя твоё — птица в руке» посвящено Александру Блоку. Между ними не было ни романтических чувств, ни даже дружеских отношений. Цветаева с большим обожанием относилась к творчеству Блока и его личности. Поэтесса даже написала ему своеобразное «признание в любви» в близкой Блоку стилистике символистов. Каждый образ-символ Цветаевой неповторим, как и космическое и уникальное творчество самого знаменитого поэта Российской империи.

Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.

История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона полна драматизма. Они познакомилась в Коктебеле в 1911 году. Импульсивная Марина и стеснительный Сергей сразу полюбили друг друга, а через год поженились. Но отношения между супругами были не простые. Они то отдалялись друг от друга, то ревновали, то вновь влюблялись заново. В жизни Цветаевой было множество любовных увлечений. Однако с Сергеем её роднила не только физическая, но и духовная близость.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…

После революции Марина Цветаева решила эмигрировать. Она лишилась Родины, лишилась прошлого и, как ей казалось, будущего. В России стихи Цветаевой оказались под запретом, а без творчества она жить не могла. Её стихотворение «Тоска по родине» проникнуто грустью и пессимизмом. Поэтесса пытается казаться равнодушной, оторванной от реальной действительности.


Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!

Совсем по-другому звучит стихотворение «Осень в Тарусе». Таруса – городок, в котором Марина Цветаева провела счастливое детство. Размышляя о своём уходе, поэтесса писала: «я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Но судьба распорядилась иначе. Цветаеву похоронили в Елабуге. И всё же Тарусе однажды появился памятный камень. В наше время одной из главных достопримечательностей Тарусы является «Музей семьи Цветаевых».

Марина Цветаева была сложной и противоречивой личностью. Из-за своего импульсивного характера, она совершила немало ошибок. И всё же нельзя не признать её талант, харизму и уникальность.