Новости

Сатирик и новатор: Денис Иванович Фонвизин

Сатирик и новатор: Денис Иванович Фонвизин

14 апреля родился Денис Иванович Фонвизин – драматург, публицист и родоначальник русской бытовой комедии. О том, как писатель повлиял на отечественную литературу и культуру, читайте в нашей статье.

Фонвизин или фон Визен?

Предки знаменитого писателя прибыли на территорию нашей страны ещё при царе Иване Грозном. Само звучание фамилии выдаёт её немецкое происхождение: барон фон Визен поступил на службу к русскому государю, а его потомки носили уже «русскую» фамилию Фон-Визин (некоторое время она записывалась через дефис).

Писатель Денис Фонвизин родился в 1745 году в дворянской семье. Начальное образование получил дома, как и многие сверстники его круга. Затем он поступил в Московскую гимназию, где блестяще учился, был награждён медалями за «первенство в высших классах».

Ещё в юности Денис Иванович познакомился Михаилом Ломоносовым и Александром Сумароковым – именно эти встречи оказали влияние на творчество Фонвизина. Он давно увлекался литературой и сочинительством, но вскоре познакомился и с театром. Стоит отметить, что писатель занимал достаточно высокое служебное положение. Он устроился на службу во дворец Екатерины II и трудился секретарём одного из министров.

Фонвизин и театр

Кто из деятелей литературы ассоциируется у вас с российским театром? Николай Гоголь? Александр Островский? Антон Чехов? А знаете ли вы, что Денис Фонвизин стал родоначальником русской бытовой комедии? Сначала он развивал свой талант, работая переводчиком, например, над пьесой «Генрих и Пернилл» датского писателя Людвига Хольберга, которая стала отправной точкой его нового увлечения. Фонвизин решил заняться драматургией.

Визитной карточкой Дениса Ивановича стала сатира, с помощью которой он говорил о злободневных темах, общественных пороках. Фонвизин изображал типичных людей и типичные ситуации своего времени, быт и интересы обывателей. Первой значимой работой писателя стала комедия «Бригадир».

Бригадир (воинское звание) Игнатий Андреевич решает женить своего сына. Мнение молодого человека, как и мнение его «избранницы», никто не спрашивает. Пьеса Фонвизина напоминает современный жанр комедии положений, где отношения героев сплетаются в причудливые любовные многоугольники, отчего ситуации, разыгранные на сцене, смотрятся ещё комичнее. Персонажи «Бригадира» не слушают и слышат друг друга: Игнатий Андреевич ставит во главу угла военную карьеру, его жена – ведения хозяйства, их сын Иван (побывавший в Париже) не к месту произносит французские слова и считает интересы родителей низменными, а отца невесты волнуют лишь юридические вопросы.

Разговор осложняется тем, что и Иван, и его невеста Софья не хотят вступать в брак. Софья влюблена в Добролюбова. Но её избранник беден, поэтому родные не одобряют выбор девушки. А Иван влюблён … в мачеху Софьи. Читатели замечают, что герои, испытывающие друг к другу симпатию, имеют общие интересы. Все они люди «одного ума, одного вкуса, одного нрава».

Пёстрая палитра персонажей сливается в единую композицию. Герои пьесы отражают общественные пороки: взяточничество, расчётливость, супружескую неверность, преклонение перед всем иностранным, отсутствие понимания между самыми близки людьми.

«Умри, Денис, лучше не напишешь»

И всё же истинный успех принесла Денису Фонвизину комедия «Недоросль». Первая публикация пьесы датируется 1783 годом. С момента её написания прошло 240 лет, но история о незадачливом юном дворянине до сих пор веселит публику и с успехом ставится на сцене различных театров.

Сюжет пьесы вновь построен вокруг целого созвездия персонажей, олицетворяющих эпоху конца XVIII века. И недоросль-Митрофанушка Простаков вовсе не главный её персонаж, но можно сказать, что вокруг его судьбы и разворачивается главный конфликт.

Мать Митрофанушки задумывает женить сына на Софье, но узнаёт, что девушка богата (а такой шанс упустить нельзя). Сам «жених» во всём слушается мать. Даже его имя в переводе с греческого означает «проявление матери». Митрофан глуп, не образован, ничем не интересуется. При этом госпожа Простакова, сильно опекающая сына, даже не может понять, что он на самом деле её не любит и не ценит.

Персонажи пьесы делятся на два лагеря: Фонвизин целенаправленно сталкивает положительных и отрицательных персонажей. С одной стороны находятся Простаковы и Скотинин, для которых чувства Софьи ничего не значат. Всех их интересует только материальная выгода от предстоящей свадьбы. С другой – сама Софья, Милон, Стародум и Правдин. Считается, что точку зрения автора передаёт читателю Стародум – человек честный и благородный.

В 1805 году актёр, исполняющий роль Стародума, рассказывал о премьере пьесы. По его сведениям, князь Григорий Потёмкин, выходя из театра, произнёс знаменитую фразу: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Говорил ли он так на самом деле, мы уже не узнаем. Но фраза ушла в народ и стала своеобразным мемом своей эпохи.

Что позаимствовали у Фонвизина будущие классики российской литературы?

Фонвизин одним из первых подверг критике старые порядки дворянского воспитания. Он осудил преклонение перед всем иностранными, обучение ради престижа (когда молодых людей учили «модным» наукам, а не реально полезным предметам), жесткость к крепостным. Писатель показал и другие общественные пороки: взяточничество, бюрократизм, подхалимство.

Идеи Дениса Фонвизина поддержал Иван Крылов. Любовь ко всему модному и иностранному он высмеял в комедии «Урок дочкам».

Быт российского дворянства показал и Александр Пушкин в «энциклопедии русской жизни» - романе «Евгений Онегин». Он также представил на суд читателям разные типы представителей сословия. В этом произведении не только чувствуются фонвизинские ноты, но и имеются прямые отсылки к личности писателя-классициста.

Произведения Фонвизина входят в чёткие рамки классицизма (это статичность действия и схематичность персонажей), при этом они приближены к реальной жизни. Фонвизин умел создавать типические характеры и гораздо глубже коллег-современников оценивал своих героев и их поступки.

Помимо комедий «Бригадир» и «Недоросль» Денис Фонвизин стал автором нескольких пьес, статей в журналах и даже автобиографической книги «Чистосердечное признание». Умер писатель в 1792 году. Ему было лишь 48 лет. Он не застал новый XIX век, но сумел опередить своё время, став одной из ключевых фигур российской литературы и российского театра.