В этот день, 16 февраля, родился Николай Семёнович Лесков. Писателя во многих отношениях можно назвать новатором. Рассказываем вам о том, почему Николай Лесков поразил современников.
Родился писатель в 1831 году в Орловском уезде. Происхождение Лескова оказало сильное влияние на его творчество и мировоззрение: отец писателя был выходцем из духовной среды. Николай Лесков не принадлежал к миру столбового дворянства, а его карьера начиналась с должности обычного служащего. Затем он решил кардинально сменить деятельность: стал сотрудником торговой компании. Деловые поездки познакомили будущего писателя с людьми разных сословий, с бытовыми и культурными особенностями различных регионов.
Творческая карьера Николая Лескова началась со статей и заметок в различных журналах. Он отправился в путешествие по Европе, вёл путевой дневник. А в 1860-х годах увидели свет и его первые литературные произведения, среди которых был роман «Некуда» и повесть «Овцебык». В этих работах Лесков сатирически изображает последователей нигилизма, которые ставят разум выше чувств, вступают в конфликты поколений, желают поставить страну на новый путь развития, хотя сами «не знают дороги». Лесков пытается показать несостоятельность этих теорий. Главный герой повести «Овцебык», подобно другому литературному нигилисту – Базарову, не справляется с нахлынувшими чувствами. Василий Петрович – персонаж весьма комичный, внешне напоминающий овцебыка: грузный, неуклюжий, с торчащими волосами. Он желает изменить окружающих, но чёткого плана действий у него нет. Драма в повести Лескова начнётся после столкновения общественного и личного идеала Василия Петровича: он влюбляется чистой, светлой и искренней любовью.
Лескова сразу же причислили к писателям-антинигилистам, потому что он не только с насмешкой отзывался о нигилистических коммунах, но и противопоставлял их традиционному быту и семейным ценностям. И всё же сложно свести раннее творчество Лескова к одному лишь антинигилистическому пафосу, ведь его герои многогранны: писатель раскрывает их характеры с разных сторон, а некоторых (например, Василия Петровича) даже описывает с явной симпатией. Персонажи других произведений Лескова также противоречивы и неоднозначны.
Следующим значимым произведением стала повесть «Леди Макбет Мценского уезда», своим названием явно отсылающая читателя к бессмертному произведению Шекспира, в которой героиня подговаривает супруга убить короля, чтобы самому стать претендентом на трон. Совершить страшное преступление готова и другая «леди Макбет».
Купчиха Катерина Львовна на первый взгляд живёт богато и беззаботно, но на самом деле тяготится своим бытом и положением. Замуж её выдали не по любви, за человека многими годами старше, который перед свадьбой даже не позаботился узнать о чувствах девушки. Однажды в доме появляется молодой приказчик Сергей, в которого Катерина по-настоящему влюбляется. Она готова бороться за своё счастье, но борьба несчастной женщины приобретает страшные формы. Сначала Катерина убивает свёкра и мужа, мешавших её связи с Сергеем, а затем жертвой становится малолетний племянник, наследник семейного капитала.
В начале повести Катерина Львовна сама выглядит жертвой, потому что, подобно Катерине из «Грозы», она вынуждена жить по чужим правилам. Молодая женщина не может перечить другим родственникам, не имеет права на искренние чувства. А затем героиня Лескова, как и леди Макбет, совершает преступление вместе с возлюбленным, не рефлексируя над тем, какой нравственный выбор она делает.
Следующие произведения Лескова пестрят жанровым и тематическим разнообразием. В них писатель раскрывает характеры людей из народа, мещан, странников, личностей непонятых, обделённых, но сильных, талантливых и целеустремлённых.
Одним из самых известных произведений Лескова является сказ «Левша». Николай Семёнович одним из первых возвёл сказ в жанр высокой литературы. Писатель намеренно внёс в своё произведение просторечные и диалектные слова, имитировал народную манеру речи. Стилистической особенностью «Левши» является коверкание иностранных слов, которые как будто не знакомы рассказчику.
Имя (а точнее, прозвище) главного героя, тульского умельца, который смог подковать стальную блоху, стало нарицательным. Некоторые критики и читатели сочли произведение Лескова старинной легендой, но при этом сам автор утверждал, что всё описанное является его личной выдумкой.
Своеобразие творчества Николая Лескова особенно ярко проявляется в произведении «Очарованный странник». Замысел его возник в 1872 году после путешествия на остров Валаам. Наблюдая за жизнью монахов и природой вблизи Ладожского озера, Лесков сочинил историю о человеке, на долю которого выпало множество испытаний, но вместе с тем он остаётся «очарованным» жизнью. Писатель использует литературные приёмы романа-путешествия, популярного в более ранний период истории литературы, поэтому «Очарованный странник» даже ближе к эстетике романтизма, нежели реализма.
Иван Флягин – один из представителей героев-праведников. Этих персонажей роднит чувство долга, искренность, равнодушие к материальному миру. При этом «праведники» Лескова не идеальны. Иван Флягин совершает тяжкое преступление – убийство, но понимает, что должен искупить свою вину. История жизни героя и есть то самое странствие. Характер Флягина взрывной и страстный: он участвует в дуэли, попадает в плен, в острог. И всё же Флягину удаётся вернуться на свободу, на которой герой долго не может обрести себя. Флягин решает уйти в монастырь, но и здесь проявляется его непростой характер. Персонаж Лескова не приходит к миру и спокойствию, а это значит, что странствия Ивана ещё не закончены.
Композиция одного из самых знаменитых произведений Лескова представляет собой череду несвязанных друг с другом историй. Согласно замыслу автора, такая форма должна приближать его произведение к живой речи, к манере сказа. Но это решение не понравилось критикам, и «Очарованного странника» долго не хотели печатать.
Таким образом, Николай Лесков возвысил жанр сказа в глазах читателей, мог умело сочетать в своём творчестве житийные мотивы и авантюрные сюжеты. В отличии от писателей-современников он изображал в своих произведениях представителей самых разных социальных групп: крепостных крестьян, работников-мастеров, священников, военных. Возможно, такой широкий взгляд на действительность обоснован тем, что Николай Лесков был одним из первых писателей-разночинцев. Он проявлял интерес к жизни народа, создавал в своих произведениях (часто – очерках и сказах) галерею ярких человеческих характеров: чудаковатых, одарённых, искренних, кающихся и борющихся за правду.
«В моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом», – писал Лесков, отвечая на нападки критиков. Писатель не стремился нравиться публике, а, подобно своим героям, говорил только то, что пережил и чувствовал на самом деле. В то время пока большинство авторов работало с «сознательными» персонажами, Лесков исследовал интуитивное, стихийное, бессознательное. Его сюжеты сложно анализировать лишь в этических категориях, что сбивало с толку современников, приписывавших фигуре писателя роль морализатора. Этим художественным подходом творчество Лескова оказало большое влияние на русскую литературу, особенно на таких всемирно известных её представителей, как Толстой, Тургенев и Чехов.
Родился писатель в 1831 году в Орловском уезде. Происхождение Лескова оказало сильное влияние на его творчество и мировоззрение: отец писателя был выходцем из духовной среды. Николай Лесков не принадлежал к миру столбового дворянства, а его карьера начиналась с должности обычного служащего. Затем он решил кардинально сменить деятельность: стал сотрудником торговой компании. Деловые поездки познакомили будущего писателя с людьми разных сословий, с бытовыми и культурными особенностями различных регионов.
Творческая карьера Николая Лескова началась со статей и заметок в различных журналах. Он отправился в путешествие по Европе, вёл путевой дневник. А в 1860-х годах увидели свет и его первые литературные произведения, среди которых был роман «Некуда» и повесть «Овцебык». В этих работах Лесков сатирически изображает последователей нигилизма, которые ставят разум выше чувств, вступают в конфликты поколений, желают поставить страну на новый путь развития, хотя сами «не знают дороги». Лесков пытается показать несостоятельность этих теорий. Главный герой повести «Овцебык», подобно другому литературному нигилисту – Базарову, не справляется с нахлынувшими чувствами. Василий Петрович – персонаж весьма комичный, внешне напоминающий овцебыка: грузный, неуклюжий, с торчащими волосами. Он желает изменить окружающих, но чёткого плана действий у него нет. Драма в повести Лескова начнётся после столкновения общественного и личного идеала Василия Петровича: он влюбляется чистой, светлой и искренней любовью.
Лескова сразу же причислили к писателям-антинигилистам, потому что он не только с насмешкой отзывался о нигилистических коммунах, но и противопоставлял их традиционному быту и семейным ценностям. И всё же сложно свести раннее творчество Лескова к одному лишь антинигилистическому пафосу, ведь его герои многогранны: писатель раскрывает их характеры с разных сторон, а некоторых (например, Василия Петровича) даже описывает с явной симпатией. Персонажи других произведений Лескова также противоречивы и неоднозначны.
Следующим значимым произведением стала повесть «Леди Макбет Мценского уезда», своим названием явно отсылающая читателя к бессмертному произведению Шекспира, в которой героиня подговаривает супруга убить короля, чтобы самому стать претендентом на трон. Совершить страшное преступление готова и другая «леди Макбет».
Купчиха Катерина Львовна на первый взгляд живёт богато и беззаботно, но на самом деле тяготится своим бытом и положением. Замуж её выдали не по любви, за человека многими годами старше, который перед свадьбой даже не позаботился узнать о чувствах девушки. Однажды в доме появляется молодой приказчик Сергей, в которого Катерина по-настоящему влюбляется. Она готова бороться за своё счастье, но борьба несчастной женщины приобретает страшные формы. Сначала Катерина убивает свёкра и мужа, мешавших её связи с Сергеем, а затем жертвой становится малолетний племянник, наследник семейного капитала.
В начале повести Катерина Львовна сама выглядит жертвой, потому что, подобно Катерине из «Грозы», она вынуждена жить по чужим правилам. Молодая женщина не может перечить другим родственникам, не имеет права на искренние чувства. А затем героиня Лескова, как и леди Макбет, совершает преступление вместе с возлюбленным, не рефлексируя над тем, какой нравственный выбор она делает.
Следующие произведения Лескова пестрят жанровым и тематическим разнообразием. В них писатель раскрывает характеры людей из народа, мещан, странников, личностей непонятых, обделённых, но сильных, талантливых и целеустремлённых.
Одним из самых известных произведений Лескова является сказ «Левша». Николай Семёнович одним из первых возвёл сказ в жанр высокой литературы. Писатель намеренно внёс в своё произведение просторечные и диалектные слова, имитировал народную манеру речи. Стилистической особенностью «Левши» является коверкание иностранных слов, которые как будто не знакомы рассказчику.
Имя (а точнее, прозвище) главного героя, тульского умельца, который смог подковать стальную блоху, стало нарицательным. Некоторые критики и читатели сочли произведение Лескова старинной легендой, но при этом сам автор утверждал, что всё описанное является его личной выдумкой.
Своеобразие творчества Николая Лескова особенно ярко проявляется в произведении «Очарованный странник». Замысел его возник в 1872 году после путешествия на остров Валаам. Наблюдая за жизнью монахов и природой вблизи Ладожского озера, Лесков сочинил историю о человеке, на долю которого выпало множество испытаний, но вместе с тем он остаётся «очарованным» жизнью. Писатель использует литературные приёмы романа-путешествия, популярного в более ранний период истории литературы, поэтому «Очарованный странник» даже ближе к эстетике романтизма, нежели реализма.
Иван Флягин – один из представителей героев-праведников. Этих персонажей роднит чувство долга, искренность, равнодушие к материальному миру. При этом «праведники» Лескова не идеальны. Иван Флягин совершает тяжкое преступление – убийство, но понимает, что должен искупить свою вину. История жизни героя и есть то самое странствие. Характер Флягина взрывной и страстный: он участвует в дуэли, попадает в плен, в острог. И всё же Флягину удаётся вернуться на свободу, на которой герой долго не может обрести себя. Флягин решает уйти в монастырь, но и здесь проявляется его непростой характер. Персонаж Лескова не приходит к миру и спокойствию, а это значит, что странствия Ивана ещё не закончены.
Композиция одного из самых знаменитых произведений Лескова представляет собой череду несвязанных друг с другом историй. Согласно замыслу автора, такая форма должна приближать его произведение к живой речи, к манере сказа. Но это решение не понравилось критикам, и «Очарованного странника» долго не хотели печатать.
Таким образом, Николай Лесков возвысил жанр сказа в глазах читателей, мог умело сочетать в своём творчестве житийные мотивы и авантюрные сюжеты. В отличии от писателей-современников он изображал в своих произведениях представителей самых разных социальных групп: крепостных крестьян, работников-мастеров, священников, военных. Возможно, такой широкий взгляд на действительность обоснован тем, что Николай Лесков был одним из первых писателей-разночинцев. Он проявлял интерес к жизни народа, создавал в своих произведениях (часто – очерках и сказах) галерею ярких человеческих характеров: чудаковатых, одарённых, искренних, кающихся и борющихся за правду.
«В моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом», – писал Лесков, отвечая на нападки критиков. Писатель не стремился нравиться публике, а, подобно своим героям, говорил только то, что пережил и чувствовал на самом деле. В то время пока большинство авторов работало с «сознательными» персонажами, Лесков исследовал интуитивное, стихийное, бессознательное. Его сюжеты сложно анализировать лишь в этических категориях, что сбивало с толку современников, приписывавших фигуре писателя роль морализатора. Этим художественным подходом творчество Лескова оказало большое влияние на русскую литературу, особенно на таких всемирно известных её представителей, как Толстой, Тургенев и Чехов.